Начнём с очевидного: семейство гражданского оружия, созданного на базе автомата Калашникова, является на данный момент одном из самых распространённых на территории России: здесь и гладкоствольное, и нарезное; длинноствольное и максимально укороченное; предназначенное исключительно для охоты и "заточенное" под иные узкоспециальные задачи (например, спорт). Решать эти задачи стрелку помогает дополнительный "обвес".
Картинка даёт примерное представление о сложностях выбора.
При этом за последние несколько лет в РФ всё большее распространение получает такой вид спорта, как практическая стрельба из карабина. Но в связи с введением в 2014 году санкций против России доступность оружия на базе американской винтовки AR-15 резко снизилась. Стоимость "AR-платформы" сразу повысилась в 2-3 раза. Вятско-Полянский завод "Молот" прекратил выпуск модели ВПО-140 (ласково прозванной "свинARка"), поскольку в производстве использовались импортные детали, прекратились поставки продукции украинской компании Zbroyar. Прочие образцы полуавтоматического оружия (Steyr AUG, SIG) так и остались дорогостоящими экзотами.
В результате стрелки были вынуждены перейти на "АК- платформу", со всеми её плюсами и минусами. Первоначально тюнинг АКМоидов заключался в попытках "сделать, как у НИХ", но слепое перетаскивание обвеса с AR-платформы на АК не даёт сколько-нибудь заметного результата.
Через некоторое время у людей сформировалось довольно крамольное, на взгляд Русского Патриота, мнение: те свойства, за которые в народе принято ценить и уважать "калаш" (надёжность работы в затруднённых условиях и "всеядность"), спортсмену просто не нужны.
Надёжность АК в значительной мере обеспечивается тремя факторами:
1. Избыточным объёмом пороховых газов, отводимых из канала ствола.
2. большой массой затворной группы с мощной возвратной пружиной.
3. Значительными допусками. То есть - после выстрела пороховых газов с избытком хватит, чтобы откатить назад даже очень грязную затворную раму и выбросить стреляную гильзу, а уж потом пружина и масса рамы заколотят в ствол следующий патрон.
Но за всё приходится платить: из за ударов затворной рамы в заднем положении о затворную раму и в переднем - о казённый срез направление ствола относительно мишени смещается, поэтому и точность АК-платформы оставляет желать лучшего. Именно этот эффект и породил миф о том, что "при стрельбе очередями из "калашникова" первая пуля идёт в цель, а остальные - в небо".
Конечно, в гражданской спортивной стрельбе автоматический режим ведения огня попросту запрещён, но для снижения времени, затрачиваемого на прохождение упражнения, стрелки-"практики" стремятся произвести повторный выстрел по мишени максимально быстро ("сплиты" в 0,2 секунды уже ни у кого не вызывают удивления).
Бороться с чрезмерным рассеиванием на АК можно разными способами:
- снижением мощности боеприпаса (переход с патрона 7,62х39 мм на 5,56х45 мм и 5,45х39 мм);
- изменением характеристик УСМ (короткий и лёгкий спуск позволяет сделать повторный выстрел за меньший промежуток времени);
- наконец, повышением общего веса оружия (это при тюнинге происходит как бы само собой).
И действительно - добротно оттюненный АКМоид в калибре 5,56х45 мм выгодно при стрельбе отличается от своего армейского предка.
Однако проблема с ударами рамы о корпус оружия остаётся неизменной.
Пользователи "калашниковых" вынуждены были снова идти по пути, уже пройденному отечественными конструкторами стрелкового оружия: искать новую "золотую середину" между надёжностью и точностью. И выяснилось, что решения, давно отброшенные инженерами-оружейниками, внезапно вновь стали актуальны. Речь идёт об уменьшении массы затворной рамы, изменении характеристик газового поршня или установке на оружие регулируемого блока отвода пороховых газов.
Самый простой шаг - установка на оружие новой затворной рамы с вырезами, в сочетании с новым газовым поршнем из титана.
Результат - на видео.
Ситуация с газблоком несколько сложнее.
Самый простой вариант - просверлить отверстие в штатном газоотводе, нарезать в нём резьбу и ввинтить небольшой болт. Закручиваем - получаем уменьшение отверстия, выкручиваем - наоборот. Однако, мне известны, по меньшей мере, два случая, когда излишне ретивые "улучшатели" запороли данную деталь: сверло увело вбок. В результате им, всё-таки, пришлось разориться на покупку
нового регулируемого газблока.
Для его установки взамен штатного придётся снимать и мушку, и штатный газоотвод.
Чисто технически операция сложности не представляет: достаточно выбить штифты, которыми мушка и газблок фиксируются на месте и сдвинуть их вперёд, постукивая молотком (обязательно через деревянную проставку). "Родной" газблок может быть посажен очень туго, иногда требуется его распилить вдоль с помощью, например, дремеля.
После снятия обеих деталей со ствола устанавливается регулируемый газоотвод, выверяется его вертикальное и горизонтальное положение, после чего осуществляется затяжка болтами; резьбовые соединения промазываются фиксатором (лок-тайт и аналоги).
В теории как видите, особых трудностей нет. Однако, необходимое оборудование (набор кернов, слесарные тисы и т.д.) встречаются не в каждой городской квартире. Поэтому, если вы не имеете перечисленных инструментов и навыков слесарных работ, для выполнения перечисленных операций лучше обратиться в сертифицированную оружейную мастерскую.
Выбор за вами - обойтись ли заменой затворной рамы или предпочесть новый газоотвод, главное - не торопитесь с выбором.
Традиционно - тюнингуйте с умом.
С вопросами и новыми темам - пишите на адрес danilov@ishooter.ru